Везде нужно исполнение заповедей Божиих со смирением, от них же рождается плод духовный: любовь, радость, мир, долготерпение, вера, кротость, воздержание и прочее, – ибо деланием заповедей является любовь Божия, по неложному Его слову: «Любящий Меня заповеди Мои соблюдает» (Ин. 14, 21). А заповеди Его и состоят в любви к Нему и ближнему. И если мы думаем исполнить одну только к Нему любовь совершением, правил и молитв, а о другой не печемся, относящейся к ближнему, то и той не совершаем, ибо они совокуплены между собой тесным союзом, одна без другой не может совершиться по слову святого апостола Иоанна: «Кто говорит:
"я люблю Бога", а брата своего ненавидит, тот лжец»
(1 Ин. 4:20). И кроме того, Сам Господь глаголет: «Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного»
(Мф. 7:21).


Макарий Оптинский (Иванов)  

Научает нас святой апостол Павел, говоря: «Поступайте, как чада света, потому что плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине (Еф. 5:8–9).
Под словом «истина» должно разуметь заповедь о любви к Богу: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, всею душею твоею, и всем помышлением твоим, и всею крепостию твоею» (Лк. 10:27). И еще: «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня» (Мф. 10:37). Если любовь Божия настолько ревнива, что и отца, и мать допускает любить только в меру, а не больше меры, то не без причины апостол заповедает нам препоясать чресла истиной, чтобы не грешить против любви к Богу любовью к другим неуместной, особенно же нечистой, потому что Богу любезнее больше всего целомудрие в смиренномудрии.
Под словом же «правда» разумеется заповедь о любви к ближнему: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя (Мф. 22: 39). А так как эта заповедь не всегда бывает удобоисполнима, то апостол заповедует нам облечься в броню правды (Еф. 6:14), то есть не гневаться, не осуждать, не завидовать, терпеть обиды, укоризны и уничижения, любить врагов, добро творить ненавидящим, молиться за обижающих и гонящих (Мф. 5:44).
Остальными же словами – «плод благостыни» и «благовествование мира» – означается доброта, простота в отношении к ближнему и всякая благожелательность и дружелюбие, по сказанному: «Старайтесь иметь мир со всеми и святость» (Евр. 12:14). «Ищи мира и стремись к нему» (Пс. 31:15).


Амвросий Оптинский (Гренков)  

Никто не может возлюбить Бога от всего сердца, не возгрев прежде в чувстве сердца страха Божия, ибо душа в действенную любовь приходит после того уже, как очистится и умягчится действием страха Божия. В страх же Божий, со сказанным плодом от него, никто не может прийти, если не станет вне всех житейских попечений; ибо только тогда, как ум успокоится в полном безмолвии и беспопечении, начинает спасительно воздействовать на него страх Божий, в сильном чувстве очищая его от всякой земной дебелости, чтобы таким образом возвести его в полную любовь ко Всеблагому Богу. Так что страх есть принадлежность праведных, только еще очищаемых, в коих качествует средняя мера любви, а совершенная любовь есть принадлежность уже очищенных, в коих нет страха, так как совершенная любовь вон изгоняет страх (1 Ин. 4:18).


Диадох  

...Если ты искренно возлюбишь Бога и будешь твердо стоять в сей любви, то никакая страсть не возобладает тобою, и никакое нуждение тела не вознасилует тебя. Ибо как невозможно, чтобы тело подвиглось на какое-либо дело само собою без души, так невозможно, чтоб и душа, соединившаяся с Богом посредством любви, вступать стала в сношение с другим чем-либо и склонилась на пожелания и удовольствия чувственные или увлеклась похотением чего-либо видимого и какою-либо страстию. Потому что все стремление сердца ее или, лучше скажу, вся воля ее связана крепко узами сладчайшей любви к Богу; а когда душа ссоюзится и ссочетается... с Творцом своим, тогда возможно ли, скажи мне, чтоб она испытывала жжение плотское или была подвигаема на похоть, и тем паче, чтоб и исполняла ее? Никак не возможно.


Симеон Новый Богослов