Как Божество не подверглось тлению, будучи в тленном теле, так и соделалось явным и не изменилось, врачуя изменяемость души нашей. Так во врачебном искусстве занимающийся лечением, хотя прикасается к больному, но сам не делается больным, но исцеляет больного. Да не подумает однако кто-нибудь, превратно понимая изречение Евангелия, что природа наша во Христе вследствие совершения последовательно, мало-помалу претворялась в более божественную; потому что преуспевать возрастом премудрости и благодатию (Лк. 2:52), это выражение употребляется в повествовании Писания для доказательства того, что Господь истинно воспринял нашу природу, чтобы не имело места мнение утверждающих, будто вместо истинного Богоявления явился некоторый призрак, имеющий вид телесного возраста. Потому-то Писание не стыдится повествовать о Нем то, что свойственно нашей природе, упоминая о вкушении пищи, о питии, сне, утомлении, питании и преуспеянии в телесном возрасте, обо всем, что составляет принадлежность нашей природы, кроме влечения ко греху.


Григорий Нисский  

Рождается Христос от Святой Девы, единый от века неповинный греху, Единый Сущий достойный того, чтобы отнюдь не быть оставленным от Бога. И прежде чем познать зло, Он избирает добро, как это сказано в пророчестве (Ис. 7:15—16), и жительствует жизнью совершенно непорочной Тот, Кто справедливо и заслуженно не заслужил того, чтобы быть оставленным Богом, поскольку и Сам Он не оставил Бога, как первый Адам оставил Его, преступивши заповедь, но Он, быв исполнителем каждой Божией заповеди, всего Закона Божиего, этим самым справедливо был свободен от диавольского рабства. И таким образом, победивший некогда человека диавол бывает побежден Человеком, и некогда победивший созданное по образу Божиему естество, и потому весьма кичившийся, свергается с кичливости, и вот человек восстает от душевной и истинной смерти, той смерти, которою он умер немедленно после того, как вкусил от запретного древа; смерти, которой угрожал Бог Адаму и Еве прежде преслушания, говоря им: «В день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь» (Быт. 2:17); поэтому после преслушания мы были осуждены па смерть тела, поскольку тогда Бог так сказал Адаму:«Прах ты и в прах возвратишься» (Быт. 3:19). Ибо как оставление тела душою и отделение ее от него является смертью тела, так и оставление души Богом и отделение ее от Него является смертью души, хотя иным образом она и остается бессмертной; ибо хотя она, будучи отделена от Бога, становится гнусной и негодной, даже больше, чем труп, но в то же время она не растворяется после смерти, как это бывает с телом; потому что она имеет свое бытие независимо от состава элементов.


Григорий Палама  

Учение о Воплощении Бога было весьма неудобоприемлемо. Это чрезмерное человеколюбие Его и великое снисхождение было страшно и требовало многих в самом деле приготовлений, чтобы оно было принято. Представь, каково было слушать и поучаться, что Бог, неизреченный, нетленный, непостижимый, невидимый, необъятный, «в руке Которого концы земли» (Пс. 94:4), «призирает на землю, и она трясется; прикасается к горам, и дымятся» (Пс. 103:32), Которого славы, явленной не вполне, не могли видеть даже Херувимы, но «распростертыми крыльями покрывали свои лица» (Ис. 6:2). Тот, Который превосходит всякий ум и превышает разумение, оставив Ангелов, Архангелов и все высшие разумные Силы, благоволил сделаться Человеком, принять плоть, созданную из земли и персти, и войти в утробу Девы, быть носимым во чреве девять месяцев, питаться молоком и испытать все человеческое.


Иоанн Златоуст  

Христос, видя, как душепагубный грех поедает в смертном теле все, что Он вложил в него из небесной доли, и как хитрый змей господствует над людьми, — к восстановлению Своего достояния не другим помощникам предоставил врачевать болезнь, потому что слабое врачевание недостаточно в великих страданиях, но истощил ту славу, какую имел Сам Он — небесный и неизменный Образ Небесного. Вместе по человеческим и нечеловеческим законам воплотившись в пречистой утробе не познавшей мужа Жены, пришел Он к нам, будучи вместе Бог и смертный, сочетав воедино два естества, из которых одно сокровенно, а другое видимо для людей; одно — Бог, а другое родилось для нас напоследок времен, когда в человеческой утробе соединился с ним Бог, и в обоих естествах пребывая Единым Богом, потому что человек, соединившийся с Божеством, и из Божества человек есть Царь и Христос. Произошло новое соединение, потому что пренебрег я первым. В первом же я был сподоблен Божия дыхания, а в последнем Христос воспринял на Себя мою душу и все мои члены, воспринял того Адама, первоначально свободного, который не облекся еще грехом, пока не узнал змея и не вкушал плода и смерти, питал же душу простыми Небесными помыслами, был светлым хранителем тайны Бога и божественного. Для этого-то воссоздания пришел в естество человеческое Бог, чтоб, переборов и победив убийцу смертью, за вкушение прияв желчь, за невоздержанность рук — гвозди, за древо — Крест, за землю — возношение на Крест, обратно возвести Адама к жизни и славе. И распростерши святое тело соответственно концам мира, от всех концов собрал Он человеческий род, совокупил единого человека и заключил в лоне Великого Божества, Жертвенною Кровью очистив все нечистоты и отняв скверну, которая смертным преграждала путь от земли к Небу.


Григорий Богослов  

Человеколюбивый Бог, желая избавить от рабства диавола всех тех, которые благоугодили Ему и прежде Христа и после Христа, которые смогут благоугодить до скончания века, благоволил соделать это Сам, Бог Всесильный и Незлобивый. Того, кого создал собственными Своими невидимыми руками по образу и подобию Своему, восхотел Он восстановить в то состояние, из которого он ниспал; не чрез другого кого, а чрез Себя Самого, соделавшись Человеком, подобным нам во всем, кроме греха, чтоб почтить и прославить род человеческий. О, неизреченное человеколюбие и благость! Не только не предал Он вечным мукам нас, преступивших заповедь Его, но какими мы соделались чрез преступление, таким благоволил соделаться и Он, т. е. человеком тленным и смертным — Он, Вездесущий Нетленный и Бессмертный, и явился среди людей с плотию обоженной, а не Единым Божеством. И по какой причине? По той, что пришел не судить миро, но да спасется Им мир, как говорит это Сам Он (Ин. 3:17; 12:47). Ибо явление Божества Его бывает судом для тех, кому являемо бывает. И никакая плоть не могла бы снести славы Божества Его, если бы Оно явилось одно без человеческого естества, не быв, т. е. соединено с Ним неизъяснимым образом. Если бы Божество явилось одно, то вся тварь исчезла бы совершенно, потому что тогда все почти были погружены в неверие. Божество же никому никогда не являлось без веры. Но если бы и явилось Оно иногда кому без нее, то будет страшно и трепетно, ибо в таком случае Оно не просвещает, а сожигает, не животворит, а мучит. И это видно из того, что пострадал блаженный Павел: не просветился он сиянием неприступного света, облиставшего его на пути, но омрачился более и потерял даже естественный свет очей своих и не стал видеть.


Симеон Новый Богослов  

Творец естеств для того и сделался физически человеком, чтобы физически даровать людям благое существование. Чтобы люди могли получить это благое существование, Он пришел, воплотился, пострадал и умер, чтобы верующие могли возыметь Его, как нечто естественное, то есть чтоб были любительны, творящими радость, долготерпеливы, благи, милосерды, верны, кротки, воздержны. Ибо эти именно свойства и составляют благое существование. И горе тому, кто не имеет такого благого существования, которое даруется Христом, потому что в таком случае он лишается того великого блага, для которого единого Бог сделался человеком, умер и воскрес. Сего-то лишается и ненастоящий христианин — как лишаются и те, которые не веруют во Христа, чтобы не сказать, что он становится еще и хуже их.


Симеон Новый Богослов  

Если спрашиваешь, как Божество соединяется с человечеством, - то смотри, прежде следует тебе спросить: какое сродство у души с плотью? Если же неизвестен способ соединения души твоей с телом, то, конечно, не должно тебе думать, чтобы и то стало доступно твоему пониманию. Но как здесь и уверены мы, что душа есть нечто иное с телом, потому что плоть, разъединенная с душою, делается мертвою и бездейственною, и не знаем способа соединения, так и там, хотя признаем, что естество Божеское великолепно отличается от естества смертного и скоротечного, однако же невместимо для нас понимание способа, каким Божество соединяется с человечеством. Напротив того, что Бог родился в естестве человека - не сомневаемся в этом по причине повествуемых чудес, но отказываемся исследовать - как родился, потому что это выше доступного помыслам. Ибо веруя, что всякое телесное и умственное бытие осуществлено естеством бесплотным и несозданным, вместе с верою в это не входим в исследование, из чего и как осуществлено. Но принимая, что приведено в бытие, оставляем неизведанным тот способ, каким составилась вселенная, как вовсе несказанный и неизъяснимый.
А кто требует доказательств на то, что Бог явился нам во плоти, тот пусть обратит взор на силу. Ибо и вообще, что есть Бог, на это едва ли имеет кто другое доказательство при свидетельстве дел. Поэтому как, взирая на вселенную, рассматривая законы Домостроительства в мире, благодеяния, свыше оказываемые нашей жизни, понимаем, что выше всего есть некая сила, которая творит совершающееся и охраняет существа, так и в рассуждении явившегося нам во плоти Бога достаточным доказательством Божественного пришествия признаем многодейственные чудеса, в описанных делах открыв все, чем отличается естество Божие. Божие дело - оживотворять людей; Божие дело - охранять существа Промыслом; Божие дело - подавать пищу и питие получившим в удел плотскую жизнь; Божие дело - благодетельствовать нуждающемуся; Божие дело - истощенное немощью естество снова возвратить в себя здравием; Божие дело - равно обладать всею тварью: землею, морем, воздухом, надвоздушными пространствами. Божие дело - на все иметь довлеющую силу и, прежде всего, быть сильнее смерти и тления. Поэтому если бы в сказании о Воплотившемся Боге недоставало чего-либо из этого, то чуждые нашей веры по праву бы отвергали наше таинство. А если все, из чего составляется понятие о Боге, усматривается в сказаниях о Нем, что препятствует вере?


Григорий Нисский  

Господь пришел не показать Себя, но уврачевать и научить страдающих. Ибо явиться только и поразить зрителей — значило бы прийти напоказ. Врачующему же и Научающему свойственно было не просто прийти, но послужить к пользе имеющих нужду в помощи и явиться так, чтобы это было стерпимо для нуждающихся и чем-либо превосходящим потребности страдающих не были приведены в смущение требующие помощи, отчего и Божие пришествие сделалось бы для них бесполезным, так как люди не в состоянии были познать Бога, Который правит и владычествует во вселенной, то справедливо в орудие Себе Господь берет часть целого — человеческое тело и пребывает в нем, чтобы, когда не могли познать Его в целом, познали хотя бы в части. Людям по причине сходственного тела и совершенных через него Божиих дел скорее и ближе можно познать Отца Его, рассудив, что совершенные Им дела есть не человеческие, но Божии.


Афанасий Великий  

Если все исполнено чуда, и то, что из несуществующего пришло в бытие, является божественным и славным делом, то насколько чудеснее и божественнее и еще более долженствует воспеваться нами то, что из разряда творений стало Богом, и не просто Богом, но тем именно, что является истинно Богом, и это тогда, когда наше естество и не возмогло и не пожелало сохранить то достоинство, в котором было создано, и поэтому справедливо было отвержено в нижайший элемент земли? И до такой степени велико и божественно, неизреченно и непостижимо то, что наше естество стало одно с Богом, и через это нам было даровано возвращение к лучшему состоянию, что и для святых Ангелов и людей и даже для самих пророков, хотя они и видели действием Духа, оно пребывало воистину непознаваемым, от века сокровенным таинством.


Григорий Палама  

Как тогда, при сотворении праматери нашей Евы, взял Бог ребро Адамово и создал из него жену, таким же образом и теперь взял Создатель наш и Творец Бог от Богородицы и Приснодевы Марии плоть, как бы закваску некую и некий начаток от замеси естества нашего и соединив ее со Своим Божеством, Непостижимым и Неприступным, или, лучше сказать, всю Божественную Ипостась Свою соединил существенно с нашим естеством, и это человеческое естество несмешанно сочетал со Своим существом и сделал его Своим собственным, так что Сам Творец Адама непреложно и неизменно стал совершенным Человеком. Ибо как из ребра Адамова создал Он жену, так из дочери Адамовой — Приснодевы и Богородицы Марии заимствовал девственную плоть бессеменно и, в нее облекшись, стал Человеком, подобным первозданному Адаму, чтобы совершить такое дело, именно — как Адам через преступление заповеди Божией был причиною того, что все люди стали тленны и смертны, так чтоб и Христос, Новый Адам, через исполнение всякой правды стал начатком возрождения нашего к нетлению и бессмертию.


Симеон Новый Богослов