По нашему слабому рассуждению, не противно будет воле Господней, если вы употребите все ваши силы, чтобы противостать печали вашей, не имеющей ни малейшего основания. Милосердный и Правосудный Господь ужели будет казнить живущую у вас за ваши грехи? Откуда такое рассуждение? Без сомнения: от врага. За грехи Давида, пророка и царя, Господь поражал смертью его народ, но и то после извещения. Но кто из вас осмелится поравняться с Богоотцом и подумать, что он подобно Давиду столь редко впадает в прегрешения, что за первый его грех будет непременно поражен не он, а его ближний, – тот будет недуговать злейшим тщеславием. Правосудие Божие, если бы от нас, окаянных, – как от Давида – потребовало возмездия, то что бы стало с нами? Куда мы скрылись бы от обличения Господня? Не казнит нас Человеколюбивый наш Спаситель, а милует и Своей Кровью омывает всегда, когда мы к Нему прибегаем. Перестаньте же раздражать Его своим неразумием и научитесь, призывая Его помощь, покоряться Его воле, без которой волос головы вашей не погибнет. Печаль ваша непременно заслужит наказание, и не на другом ближнем вашем, а на вас самой оно явится, если продолжать будете в утешение врага.


Лев Оптинский (Наголкин)  

Можно перемениться от печали века этого на радость духовную о спасительном Промысле Божием. Мы радовались о мнимом благе, не предусматривая печали, и она пришла, по слову Божию. Теперь в печали не предусматриваем истинной радости, но она в свое время будет. «Вечером водворится плач, и утром – радость» (Пс. 29:6). Что жизнь смертного, если не всегдашний вечер? Лишь родится, уже и плачет, и всю жизнь, будучи близким к смерти, проводит таковую в болезнях, и скорбях, и . Когда же радостное увидит утро и освободится от всякой болезни, и печали, и воздыхания? Не по ночи ли смертной, когда перейдет от смерти в жизнь вечную, где нет вечера, но все день. Конечно, есть радость и теперь, но она более искушение человеку на земле, нежели подлинная радость. Хочется кому усладить себя приятным благополучием века этого и порадоваться о благосостоянии своем, но какая житейская сладость печали не причастна? Какое благополучие бедствию не подлежит? Все приятное соединено с противным, и потому нельзя не страдать человеку, приобретающему временное благо. Чтоб меньше страдать и не лишаться удовольствия временного, надо содержать себя в равнодушии: в радости не слишком восхищаться, а в печали не весьма печалиться.


Моисей Оптинский (Путилов)  

Жалуетесь на тоску и печаль. Такое состояние души бывает от двух совершенно разных причин, а иногда и смешанных между собой. Печаль, по духовным причинам бывающую, апостол называет весьма полезной. «Печаль ради Бога», – говорит он, – производит неизменное покаяние ко спасению» (2 Кор. 7:10). Неизменное значит, если человек не обращается вспять от покаяния и благочестивой жизни; этой печали вредит смущение, от тонкой гордости происходящее, и отчаяние, наводимое врагом душ наших. Печаль же, по мирским причинам бывающая, весьма вредна. Она, по слову апостола, производит смерть (2 Кор. 7:10) не только душевную, но иногда и телесную, если человек сильно предается ей, оставив надежду на Бога.
Печаль мирскую производят три причины: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, которые, по слову апостола, «не есть от Отца, но от мира сего» (1 Ин. 2:16). Три эти причины рождают причину смешанную, если человек твердо не восстанет против первых, а озирается вспять, видя миролюбцев, видимым образом блаженствующих. Смешанную причину печали усиливает и ревность не по разуму (Рим. 10:2) в вещах духовных, когда человек не может удержаться в пределах смирения, а уклоняется в рвение. Апостол Иаков пишет: «Где зависть и сварливость, там неустройство и все худое. Но мудрость, сходящая свыше, во-первых, чиста, потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна и нелицемерна» (Иак. 3:16–17). Беспристрастна – значит неосуждающая. Считающие себя умеющими и более разумевающими склонны к осуждению.
Вот я, скудоумный, увлекающийся желанием пользы ближнему, забывая собственное непотребство, указал вам причины, наводящие тяготу душевную, – не в обличение, но сердечно желая избавления вам от нестерпимой печали, которая отравляет жизнь вашу. Сами вникните и рассмотрите, от чего более происходит томление духа вашего и, призывая со смирением и верою помощь Божию, постарайтесь по силе удалить неправильные поводы и причины. Не зря апостол сказал: «Терпение нужно вам, чтобы, исполнив волю Божию, получить обещанное» (Евр. 10:36). Да! Немалое терпение, и разумение, и смирение необходимы, чтобы избавиться от обоюдного стремительного течения, где, с одной стороны, искушает тонкое миролюбие и тягота плоти, а с другой – ревность не по разуму (Рим. 10: 2), доводящая до рвения. И все это лишает мира душевного, тяготит, томит, смущает.


Амвросий Оптинский (Гренков)  

А я слышу, что ты настолько предалась и предаешься безмерной печали, что несколько уже дней совсем не употребляешь пищи, так что и желудок твой стал ссыхаться. Это неблагоразумно и несогласно с волей Божией – предаваться такой вышемерной печали, когда имеем апостольскую заповедь радоваться в различных искушениях (Иак. 1:2), как пишет святой Иаков, брат Божий. То же самое сказано и у апостола Павла: «Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите, ибо такова о вас воля Божия» (1Фес. 5:16–18). И нам следует придерживаться воли Божией, а противное отвергать и не предаваться таковому. Ангел покаяния святому Ерму говорил, что печаль оскорбляет Духа Святого и неприлична рабам Божиим, то есть печаль неуместная или вышемерная. А ты уже пресытилась печалью, пора и отложить таковую и взяться за благонадежие. И простой опыт свидетельствует, что после сильной бури в море бывает великая тишина. Будем мы надеяться и ожидать подобного.


Амвросий Оптинский (Гренков)