Как вы откровенно объясняетесь, что даже ни малейшего слова претерпевать не можете и что даже всякая малость вас трогает до самого сердца, то, дочь моя, это меня опечаливает до избытка, поскольку нам Сам Спаситель во святом Евангелии Своими пречистыми устами изрек так: Терпением вашим спасайте души ваши (Лк. 21, 19), и претерпевший до конца спасется (Мф. 10, 22), и святой Илия Екдик, глава 62: «Дом души есть терпение, ибо в нем обдержится. Имение же смирение, ибо тем питается», – то и от этих действий явственно, что в нас мало с тобой обретается смирения, а потому еще нам и пренужно самим разыскивать, кому повиноваться и объяснять свои деяния и помышления. А потому и сами ведомее будете и, по возможности сил, и к вам приходящим благоуспешнее будете преподавать благие советы; да не будет места врагу мысленному влагать мысли тщеславия, что вы своими дарованиями утешаете приходящих, но должны воображать, что за молитвы отца или наставницы своей, и пребудешь неподвижима от высокомудрия, но, по апостолу Павлу, смиренными мыслями утверждаться.


Лев Оптинский (Наголкин)  

Если не будем забывать, «что многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие» (Деян. 14:22) и что «все желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы» (2Тим. 3:12), то не будем удивляться, почему мы встречаем интриги человеческие от покорных исконному врагу человечества, больше же человеческого спасения, также почему подвергаемся болезням и другим неудобствам в жизни. Не напрасно праведный и многострадальный Иов говорит: «не искушение ли есть житие сие человеку» (Иов 7:1)? Да подражаем этому праведнику в вере и терпении, благословляя имя Господне и помня слова апостола: «Любящим Бога все содействует ко благу» (Рим. 8:28), и еще: «Господь, кого любит, того наказывает» (Евр. 12:6) и прочее, и если терпим со Христом, то есть подобно Ему терпим неправедные обвинения и оскорбления, то с Ним и царствовать будем (2Тим. 2:12).


Амвросий Оптинский (Гренков)  

В мудреном твоем положении и мудреной твоей обстановке трудно тебе сказать что-либо определенное к твоему успокоению. Знаю, что тебе давно тягостно обычное твое занятие; но что же делать, когда нет возможности изменить его на лучшее... Если же переменить только место, то не только выгоды не обещается, но как бы еще и не прогадать. Тут одно неудобство, а в другом месте могут случиться неудобства многие, которые будут препятствовать твоему внутреннему настроению духа. Один тебе совет... достать где-нибудь четвертый том Ефрема Сирина в русском переводе, 139-е Слово о смирении и гордости; и даже советовал бы слово это списать и иметь его для руководства и успокоения в скорбных случаях; а близко подходящие к вашему положению места подчеркнуть, чтобы в случае нужды скорее находить необходимое.
Что делать? Потерпи; может быть, откроется тебе откуда-либо клад, тогда можно будет подумать о жизни на другой лад; а пока вооружайся терпением и смирением, и трудолюбием, и самоукорением. Ты говоришь, что делаешь все с понуждением; но в Евангелии понуждение не только не отвергается, но и одобряется. Значит, не должно унывать, а должно на Бога надеяться, Который силен привести все к полезному концу.


Амвросий Оптинский (Гренков)  

Подвигнемся и мы с помощью Божией насколько возможно исправлять порученное нам дело обители, а исправление это без болезни и скорби и без труда быть не может. Когда в теле человеческом заведутся испорченные соки, то они не иначе изгоняются, как лихорадкой или горячкой. А сама знаешь, что болезни эти нелегки, а только после бывает хорошо, когда кто себя достойно выдержит. Вот и в вашей обители дурные соки изгоняются, и нужно выдержать или лихорадку, или горячку, пока они изгнаны будут. А ты, как главный член обители, вот тебе и приходится более других ощущать болезненную страдательность. Не без причины сказано в Евангелии: «Терпением вашим спасайте души ваши» (Лк. 21:19), и «претерпевший до конца спасется» (Мф. 10:22). Понудимся и мы потерпеть и получим милость Божию и спасение вечное и бесконечное со всеми терпящими и претерпевшими скорби.


Амвросий Оптинский (Гренков)  

В болезнях телесных, и огорчениях душевных, и в разных внешних обстоятельствах помоги, Господи, все это переносить благодушно и с покорностью воле Божией. И о прежних святых пишется, что они не просто вошли в вечный покой, но, по сказанному в псалмах, «Прошли мы через огонь и воду, и Ты вывел нас в покой» (Пс. 65:12). Видно, иначе нельзя достигнуть того покоя, как потерпеть, да подождать, да потрудиться о себе и о других, так как без любви к ближнему невозможно спастись. На днях среди свободного часа развернул я книгу святителя Амвросия, и открылось место, где сказано, что брачная одежда означает любовь. А любовь, по апостольскому слову, «долготерпит, милосердствует, не ищет своего» (1 Кор. 13:4-5). Правда, что нелегко возиться с сопротивляющимися. Но и на такие случаи имеем псаломское свидетельство, побуждающее нас к терпению и незлобию: «С ненавидящими мир я был в мире. Когда же я говорил с ними, они без вины враждовали со мною (Пс. 119:6-7).


Амвросий Оптинский (Гренков)  

Если посмотреть глубже в нашу жизнь земную, то тогда каждый удостоверится в том, что здесь всякая беда, теснота, печаль, скорбь разнообразная и прочее. А покой там, где Свет Невечерний.
Ведь ты – христианка, да еще милостью Божией монахиня, и не только. Но и обручница Небесному Жениху Иисусу Христу. И ты к Его святым словам маловерна, которые Он тебе и всем подобным тебе вещает: «Призови Меня в день скорби; Я избавлю тебя, и ты прославишь Меня» (Пс. 49:15), – и еще: «Терпением вашим спасайте души ваши» (Лк. 21:19).
Видишь ли, радость моя, какой драгоценный дар этот камень – терпение в скорбных морях, реках и маленьких болотцах. Но не будь их, т.е. никаких, скорбей, тогда нигде не найдешь и терпения, а без терпения нет спасения. Тогда одно место – ад, чего да избавит Господь тебя, и меня, и всех смиренно терпящих.


Иосиф Оптинский (Литовкин)