«Терпением вашим спасайте души ваши» (Лк. 21:19). Пока мы не имеем терпения, души наши как бы не наши, а чужие, ибо без терпения мы не можем быть уверенными в спасении; терпение же есть верный признак, что мы получим спасение. Как много страдал наш Владыка, чтобы избавить от работы вражией род человеческий! Он спас нас Своею Кровию. Мы же, желая спасти свои души от гибельной руки чужого, хотим ли претерпеть хоть немного? Терпи – и обрящешь душу свою, которую погубил грехами. Ты не обладаешь ничем, даже самим собой, если живешь без терпения; терпя же, становишься господином и владыкой самого себя. Святой Григорий Богослов говорит: «Терпением мы приобретаем души наши, ибо когда мы сами учимся обладать собой, то начинаем приобретать то, что в нас самих» (Беседа 35 на Евангелие от Луки). То есть он как бы сказал: по естеству и бытию мы владыки на земле, однако мы не владыки самим себе, если не обладаем собой. Не обладаем же потому, что не приобретаем себя терпением, а отчуждаемся от себя, позволяя себе работать для мира и мирских греховных желаний, и потому мир обладает нами, а не мы собою.


Димитрий Ростовский  

Преподобный Марк Подвижник в «Слове о покаянии» говорит: «Правое дело для начинающих, средних и совершенных есть молитва, очищение помыслов и терпение постигающих нас скорбей.» Без этих трех нельзя совершать и прочие добродетели. Да и сама молитва без очищения помыслов и без перенесения скорбей совершаться не может. В этой переплетенной верви, где одна нить ее прерывается, там прерываются и другие нити. То же самое выражает и апостол Павел: «Будьте долготерпеливы ко всем. Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите, ибо такова о вас воля Божия» (1Фес. 5:14,16–18). А апостол Иаков объясняет, когда мы должны радоваться, то есть когда впадаем в различные скорбные искушения, которыми испытывается наша вера, а вместе очищаются наши согрешения (см. Иак. 1:2–4).


Амвросий Оптинский (Гренков)